Новости

В Московском университете состоялся Съезд Российского Союза ректоров

4 июля в МГУ имени М. В. Ломоносова делегаты Съезда Российского Союза ректоров единогласным решением продлили на новый пятилетний срок полномочия президента РСР, ректора Московского университета академика В. А. Садовничего.

Рабочая часть крупнейшего за последние годы форума лидеров научно-образовательного сообщества страны открылась докладом президента Российского Союза ректоров академика В. А. Садовничего. С приветствием к ректорскому корпусу обратился Президент России В. В. Путин. Почетными гостями Съезда стали заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Чернышенко, помощник главы государства А. А. Фурсенко, президент Российской академии наук Г. Я. Красников, президент Российской академии образования О. Ю. Васильева, видные парламентарии. В работе съезда принимают участие президенты и ректоры 617 вузов России.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Чернышенко: «В соответствии с новым Указом Президента о национальных целях развития Высшая школа должна быть нацелена на реализацию потенциала каждого человека. Особенно важно помогать молодежи строить карьеру в области науки, технологий и технологического предпринимательства. Эта задача закреплена в обновленной Стратегии научно-технологического развития России. В прошлом месяце глава государства утвердил 7 приоритетных направлений НТР и 28 важнейших наукоемких технологий. Подготовка квалифицированных специалистов для разработки и ускоренного внедрения в экономику таких технологий — приоритет Правительства. Безусловно, большой вклад вносят инициативы Десятилетия науки и технологий, которые предусматривают вовлечение научных организаций и вузов в решение важнейших задач, которые стоят перед наукой».

Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ академик В. А. Садовничий: «Стабильно развивающаяся отечественная система образования, её конкурентоспособность и готовность ответить на большие вызовы — важные факторы в обеспечении национальной безопасности страны, научно-технологического суверенитета. У нас есть всё необходимое для успешного развития системы высшего образования — многолетний опыт отечественной высшей школы, основанной на фундаментальном образовании, опыт последних десятилетий, профессионализм и проверенное временем единство ректорского корпуса, наша неизменная готовность работать на благо России. Можем заверить руководство страны в том, что ректорский корпус — это консолидированная, надёжная профессиональная опора, на которую можно положиться в решении стратегических задач, поставленных руководством страны и лично Президентом В. В. Путиным».

В начале своего отчетного доклада В. А. Садовничий отметил особую роль Российского Союза ректоров и его форумов. «Наши съезды — это всегда этапные события, ключевые для деятельности нашего ректорского Союза. За прошедшие пять лет мы прошли большой путь, отмеченный как важными делами, достижениями и успехами, так и новыми вызовами, постановкой новых задач. Легко нам не было никогда за всю более чем тридцатилетнюю историю нашей организации; но время, прошедшее после предыдущего нашего съезда, стало беспрецедентным по тем вызовам, с которыми мы, как и всё человечество, столкнулись», — подчеркнул Виктор Антонович.

Президент РСР высоко оценил роль ректорского корпуса в решении задач преодоления последствий пандемии коронавируса, сохранении стабильности учебного процесса, адаптации к вызовам форсированной цифровизации. Еще более значима деятельность Союза в условиях нарастания нестабильности и напряжённости геополитической обстановки в мире, выстраивания модели университетского образования, обеспечивающей научно-технологический суверенитет страны. По мнению В. А. Садовничего, такая модель должна основываться на преимуществах отечественной системы образования, соответствовать потребностям государства, уровню научно-технологического развития общества.

Ректор МГУ напомнил о пересмотре системы университетского образования в части болонских принципов, которая уже давно не удовлетворяла запросам национального развития страны, а также в связи с выходом России и Белоруссии в апреле 2022 года из Болонской системы. В. А. Садовничий еще раз обратился к тезисам своего выступления на парламентских слушаниях в июне 2022 года в Государственной Думе, в которой была отражена консолидированная позиция Российского Союза ректоров. Тогда было подчеркнуто, что российская система высшего образования должна опираться на лучшие традиции отечественного образования, позитивный опыт, накопленный за 20 лет, и стратегические задачи научно-технологического развития страны, обозначенных главой государства.

В этой связи ректор обратил особое внимание коллег на президентский указ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», на основе которого был запущен пилотный проект: в 2023—2026 годах в шести вузах реализуется переход на новую систему высшего образования. Обсуждение его промежуточных итогов — одна из задач Съезда.

Среди других ключевых задач большого ректорского форума — анализ изменений системы высшего образования в рамках имплементации следующих принципов: 1) фундаментальность образования, особенно математического, в сочетании с гибким подходом к образовательному процессу и нацеленностью на прикладной результат, 2) междисциплинарность, 3) подготовка профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта, 4) расширение цифровых компетенций для непрофильных специальностей, 5) развитие фундаментального инженерного образования. О них В. А. Садовничий говорил в декабре прошлого года в ходе выступления на Общем собрании Российской академии наук с докладом «Российские университеты как ключевой элемент подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета страны».

В качестве одного из первых практических шагов в этом направлении В. А. Садовничий отметил федеральный проект «Передовые инженерные школы», который тоже обсуждался ректорами. В настоящее время на базе российских университетов работают 50 передовых инженерных школ: 30 были открыты в 2022 году, ещё 20 — в ходе второй волны отбора в декабре 2023 года. ПИШ — эффективный инструмент подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоёмких секторов экономики, фактически речь идет о формировании новой междисциплинарной области знания — фундаментальной инженерии.

По словам президента РСР, обеспечение научно-технологического суверенитета России напрямую связано с развитием математического и естественно-научного образования. Этот вопрос приобретает государственное значение. Для его решения в ноябре прошлого года в Московском университете прошло совещание под председательством министра науки и высшего образования В. Н. Фалькова, на котором был поставлен вопрос о разработке концепций математического и естественно-научного образования. МГУ была поручена подготовка обновленных концепций математического образования и биологического образования, совместно с Российским химико-технологическим университетом — концепции химического образования, Московскому физико-техническому институту — концепции физического образования. Проекты концепций были одобрены в феврале 2024 года на заседании Совета РСР с учетом предложений по их совершенствованию, поступивших от советов ректоров большинства регионов России.

«Проведённая над концепциями работа показывает, что, при всём различии предметного содержания, их объединяет общая идеология: они направлены на повышение уровня преподавания математики, биологии, химии и физики в школе и педагогических вузах, на формирование эффективных мер поддержки учителей-предметников, с одной стороны, и талантливых учащихся — с другой», — заверил В. А. Садовничий.

На престиж профессии ученого работает и еще одно предложение президента Союза ректоров — установить День математика и отмечать его 1 декабря, в день рождения Н. И. Лобачевского. Соответствующее распоряжение Правительства было подписано премьер-министром М. В. Мишустиным, подготовленный во его исполнение приказ Минпросвещения России был зарегистрирован Минюстом 28 июня. Не менее важна поставленная Президентом России в его обращении Федеральному Собранию 2024 года задача повышения уровня оплаты труда научно-педагогических работников, которые преподают предметы, дисциплины (модули) фундаментального характера. Уже сформирована Межведомственная рабочая группа Минобрнауки России для подготовки предложений по механизмам реализации этого поручения, РСР также должен внести свои предложения для ее решения.

Далее в своем докладе глава ректорского корпуса обратился к задаче развития важнейшего элемента подготовки научных и педагогических кадров — аспирантуры, предложив совершенствовать систему финансовой поддержки аспирантов, а также нормативно закрепить льготы для участников СВО при поступлении в аспирантуру. Также необходимо, чтобы образовательные квалификации лучше соотносились с профессиональными. Это тоже предмет особого внимания Союза ректоров. О важнейшем значении подготовки высокопрофессиональных кадров для экономики и социальной сферы страны, по мнению В. А. Садовничего, говорит и тот факт, что с 2025 года заработает новый национальный проект «Кадры».

Как отметил президент РСР, за прошедшие пять лет ректорский корпус проделал большую работу, среди одного из стратегических направлений которой — реализация Программы научно-образовательных консорциумов «Вернадский». Она была предложена Московским университетом на XI съезде РСР в Санкт-Петербурге, поддержана Президентом России и предполагает интеграцию ведущих университетов, региональных вузов и академических институтов, социально ориентированного бизнеса с целью развития прорывных технологий и новых разработок в интересах социально-экономического развития регионов, преодоления центростремительной образовательной миграции.

Уже создано 38 консорциумов с субъектами Российской Федерации на основе договоров, подписанных главами регионов. Ещё 15 регионов готовы также подписать соглашения. «Об эффективности программы „Вернадский“ свидетельствуют более трёхсот успешно реализованных проектов. Это сетевые образовательные программы, центры коллективного пользования, совместные кафедры и лаборатории — и всё это направлено на научно-технологическое развитие регионов нашей страны», — сказал В. А. Садовничий, призвав университета активней включаться в деятельность консорциумов «Вернадский».

Особое значение имеет и работа РСР, направленная на повышение объективности оценки деятельность университетов посредством рейтингов. По поручению главы государства создан Московский международный рейтинг «Три миссии университета», за шесть выпусков успевший снискать признание и в России, и за рубежом. Сегодня это наиболее представительный рейтинг в мире и в нашей стране (1800 университетов из 103 стран, 457 вузов из 81 региона России). Также Союзом ректоров разработаны предложения о международном рейтинге университетов стран БРИКС. Эта инициатива поддержана президентом, российским академическим сообществом, профильными комитетами парламента. Идея и методология нового рейтинга одобрена министрами образования стран БРИКС на встрече в Казани 11 июня. Результаты первого рейтинга университетов стран БРИКС будут представлены на Форуме ректоров университетов стран БРИКС, который пройдёт 17−18 октября в Московском университете.

В.А. Садовничий рассказал об итогах всероссийского исследования удовлетворённости студентов обучением и образовательными возможностями вузов страны, проведенного в 2021—2024 годах на исчерпывающе масштабном социологическом материале — более двухсот пятидесяти тысяч студентов из университетов всех федеральных округов, всех направлений подготовки и всех курсов обучения. По его итогам, подавляющее большинство опрошенных студентов (83%) удовлетворены качеством образования в российских вузах. С 2021 года этот показатель вырос на 6%.

Важным направлением деятельности РСР является взаимодействие с Академией наук. 25 ноября 2022 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Российским Союзом ректоров и Российской академией наук. В настоящее время реализуются сотни совместных научно-образовательных проектов между российскими университетами и институтами Академии наук, работают базовые кафедры, сетевые образовательные программы, действуют совместные диссертационные советы. В. А. Садовничий призвал расширять эту совместную работу, учитывая потребности и возможности высшей школы, с одной стороны, и Академии наук — с другой.

Еще одна из тем доклада — международное сотрудничество. По инициативе Российского Союза ректоров создано более 20 международных межвузовских ассоциаций — двусторонних и многосторонних — среди которых Евразийская Ассоциация университетов, Ассоциация ведущих университетов России и Ирана, Ассоциация университетов России и Индии, Федерация университетов Российской Федерации и стран Арабского мира, 13 профильных ассоциаций между вузами России и Китая. С их деятельностью связано проведение форумов ректоров университетов России и зарубежных стран. Начиная с 2000 года прошло более 80 таких форумов, в которых приняли участие более 6000 руководителей университетов разных стран мира.

«Результатом такого взаимодействия является существенный рост количества и качества образовательных и научных проектов, реализуемых совместно российскими университетами и странами Азии, Африки, Латинской Америки. Так, только с Китаем российские вузы сегодня осуществляют 167 двусторонних образовательных программ на русском, китайском и английском языках, создали 27 совместных образовательных организаций и структурных подразделений», — отметил В. А. Садовничий, также рассказав о развитии сетевых университетов, расширении сети и форматов работы филиалов российских университетов за рубежом. По словам президента РСР, наибольшее их количество (31 филиал) находится в странах евразийского региона, что служит сохранению единого образовательного пространства в странах СНГ. Только в пяти зарубежных филиалах МГУ обучается более двух с половиной тысяч студентов, а выпускниками за четверть века их существования стало около восьми тысяч студентов — управленческая, интеллектуальная и культурная элита этих стран.

Подробно президент Российского Союза ректоров остановился и на анализе деятельности советов ректоров, активно работающих во всех федеральных округах и макрорегионах. Начиная с этого года, их работа, как и усилия Союза ректоров в целом должны ориентироваться на максимальное содействие реализации Указа Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», а также Указа Президента «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий». По словам академика В. А. Садовничего, именно они определяют стратегические задачи деятельности Российского Союза ректоров на ближайшие годы. «Указом Президента определены семь приоритетных направлений научно-технологического развития и перечень критических и сквозных технологий. Это означает приоритетное внимание к вопросам финансирования науки, в том числе через государственное задание для вузов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований», — сказал ректор МГУ.

Виктор Антонович назвал особые точки внимания в деятельности университетского сообщества. Это и совершенствование организации фундаментальных научных исследований, в том числе повышение роли госзадания, разработка новой системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, достижение к 2030 году «цифровой зрелости» системы российского образования, задача увеличения численности иностранных студентов до пятисот тысяч человек.

«Это амбициозная задача. В 2000 году в России обучалось около пятидесяти четырёх тысяч, в 2010 году — 154 тысячи, в 2023 году — 355 тысяч иностранных граждан. Повышение конкурентоспособности российского образования на мировом рынке требует активной образовательной дипломатии. Российский Союз ректоров готов принять в этом активное участие, учитывая широкую сеть контактов между российскими вузами и вузами дружественных стран», — сказал об этом В. А. Садовничий. Он заверил участников и гостей Съезда, что не менее актуальными для РСР будут и такие традиционно важные задачи, как поддержка талантливой молодежи и развитие российского олимпиадного движения школьников, вопросы, связанные с созданием условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной, социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.