Новости

VI Форум ректоров университетов России и Ирана

27#nbsp;апреля в#nbsp;Интеллектуальном центре#nbsp;— Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.#nbsp;В.#nbsp;Ломоносова открылась работа#nbsp;VI Форума ректоров вузов Российской Федерации и#nbsp;Исламской Республики Иран. Сопредседателями образовательного саммита стали президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий и#nbsp;ректор Тегеранского университета профессор Сейед Мохаммад Могими. В#nbsp;работе форума приняло участие более 150 ректоров университетов, представителей образовательных и#nbsp;научных учреждений и#nbsp;ведомств двух стран.

Открывая уже шестой по#nbsp;счету научно-образовательный саммит представителей высшей школы России и#nbsp;Ирана, В.#nbsp;А.#nbsp;Садовничий обрисовал место и#nbsp;значение прямого и#nbsp;регулярного диалога университетских сообществ двух стран в#nbsp;системе отношений России и#nbsp;Ирана. Ректор МГУ отметил, что к#nbsp;своему очередному форуму российско-иранская площадка образовательного и#nbsp;научного взаимодействия превратилась в#nbsp;мощный двигатель для#nbsp;всего спектра связей наших стран. Руководитель иранской делегации, в#nbsp;свою очередь, подчеркнул, что в#nbsp;лице России все думающие люди Ирана видят государство, стремящееся к#nbsp;справедливости, а#nbsp;научное сотрудничество укрепляет доверие между нашими странами. По#nbsp;его словам, Иран всегда стремился использовать науку и#nbsp;технологии ради мира. Он#nbsp;призвал наполнять практическим содержанием те#nbsp;договоренности и#nbsp;те#nbsp;соглашения о#nbsp;сотрудничестве, которые на#nbsp;каждом форуме заключают между собой университеты двух стран, расширяя пространство контактов между студентами, профессорами, учеными и#nbsp;исследователями.

Приветствуя «значимое для#nbsp;России и#nbsp;Ирана межуниверситетское мероприятие», министр образования и#nbsp;науки Российской Федерации В.#nbsp;Н.#nbsp;Фальков с#nbsp;трибуны форума напомнил, что развитие российско-иранских отношений в#nbsp;сфере науки и#nbsp;образования неуклонно развивается. Сегодня 6,5 тысяч граждан Ирана учатся в#nbsp;вузах России, из#nbsp;них 250#nbsp;— по#nbsp;квоте Правительства Российской Федерации. По#nbsp;сравнению с#nbsp;прошлым годом численность учащихся из#nbsp;Ирана увеличилась на#nbsp;2 тысячи. В#nbsp;следующем году в#nbsp;российских вузах для#nbsp;них будет уже 300 бюджетных мест. Пакет из#nbsp;более чем 150 соглашений и#nbsp;меморандумов между университетами двух стран предстоит увенчать соглашением о#nbsp;взаимном признании дипломов вузов, которое еще более расширит спектр научно-образовательного взаимодействия. Глава ведомства рассказал о#nbsp;ярких примерах успешных проектов сотрудничества университетов, а#nbsp;в#nbsp;финале своего выступления особо подчеркнул, что именно наука и#nbsp;образование#nbsp;— это те#nbsp;две сферы, которые всегда способствуют укреплению связей между народами. «Наука и#nbsp;образование служат прогрессу всего мира, всего человечества»,#nbsp;— сказал министр.

Чрезвычайный и#nbsp;Полномочный посол Исламской Республики Иран в#nbsp;Российской Федерации Казем Джалали в#nbsp;своем выступлении обратил внимание, что дискурс, основанный на#nbsp;обеспечении морали и#nbsp;нравственности, сбалансированного роста и#nbsp;развития всех человеческих обществ, сегодня не#nbsp;только сближает Россию и#nbsp;Иран, но#nbsp;и#nbsp;распространяется во#nbsp;всем мире. Объективное и#nbsp;стратегическое движение двух стран навстречу друг другу основано не#nbsp;только на#nbsp;стремлении обеспечить свой суверенитет и#nbsp;независимость, но#nbsp;и#nbsp;на фундаментальных морально-нравственных началах. Посол отметил, что на#nbsp;смену заключенному в#nbsp;2001 году между Россией и#nbsp;Ираном базового договора о#nbsp;сотрудничестве в#nbsp;настоящее время разрабатывается новый 25-летний договор, заключение которого, по#nbsp;его словам, позволит двум странам уверенно войти в#nbsp;новый мир, упрочив те#nbsp;позитивные тенденции, которые позволило развить ныне действующее соглашение. При этом, как отметил дипломат, «роль ученых, университетских людей в#nbsp;наших отношениях трудно переоценить».

В#nbsp;своем видеоприветствии участникам Форума Чрезвычайный и#nbsp;Полномочный посол Российской Федерации в#nbsp;Исламской Республики А.#nbsp;Ю.#nbsp;Дедов назвал его «важным событием для#nbsp;отношений между нашими странами, которое способствует еще большему их#nbsp;углублению». По#nbsp;словам главы российской дипломатической миссии в#nbsp;Тегеране, отрадно, что форум проходит на#nbsp;площадке МГУ#nbsp;— ведущего учебного заведения России и#nbsp;мира, где обучаются и#nbsp;студенты из#nbsp;Ирана. Посол приветствовал расширение бюджетной квоты на#nbsp;обучение молодых иранцев в#nbsp;вузах России, сказав, что это отличная возможность для#nbsp;самых талантливых студентов получить бесплатное образование в#nbsp;России.

Гостей научно-образовательного саммита приветствовал заместитель директора Второго департамента Азии МИД России М.#nbsp;А.#nbsp;Баранов. В#nbsp;начале своего выступления он#nbsp;выразил глубокое удовлетворение и#nbsp;удовольствие выступать в#nbsp;качестве выпускника Московского университета с#nbsp;трибуны столь значимого двухстороннего мероприятия. По#nbsp;его словам, такие слеты представителей университетов двух стран «уже стали доброй традицией», а#nbsp;сам Форум#nbsp;— это один из#nbsp;хорошо налаженных механизмов научно-образовательной дипломатии, институциональную поддержку которой оказывает созданная на#nbsp;его платформе Ассоциация вузов России и#nbsp;Ирана.

Вице-президент РАН, председатель Совета Российского фонда фундаментальных исследований#nbsp;— Российского центра научной информации академик В.#nbsp;Я.#nbsp;Панченко поздравил всех с#nbsp;открытием#nbsp;VI российско-иранского ректорского форума. Он#nbsp;передал теплые слова, адресованные его участникам президентом Российской академии наук академиком Г.#nbsp;Я.#nbsp;Красниковым. В.#nbsp;Я.#nbsp;Панченко назвал МГУ «наиболее достойным местом, где такие форумы должны проводится», коротко рассказал о#nbsp;научной кооперации России и#nbsp;Ирана.

Церемония открытия Форума включила в#nbsp;себя знаковое для#nbsp;расширения межрегионального круга участников российско-иранских межуниверситетских контактов событие. Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ В.#nbsp;А.#nbsp;Садовничий и#nbsp;Республики Северная Осетия#nbsp;— Алания С.#nbsp;И.#nbsp;Меняйло подписали Меморандум о#nbsp;вхождении региона в#nbsp;основанный по#nbsp;инициативе Российского Союза ректоров и#nbsp;Московского университета научно-образовательный консорциум «Вернадский». Республика стал 35-м по#nbsp;счету регионом-участником этого стратегического проекта укрепления научно-образовательного пространства России.

С.И. Меняйло тепло поприветствовал членов иранской делегации, отметив, что в#nbsp;силу своего географического положения регион особенно заинтересован в#nbsp;развитии российско-иранского взаимодействия, в#nbsp;том числе в#nbsp;научно-образовательной сфере. «Форум#nbsp;— это тот инструмент, который может укрепить сотрудничество двух стран, двигать его вперед. Повысить уровень образования, расширить сотрудничество в#nbsp;области науки#nbsp;— наша общая задача»,#nbsp;— подчеркнул глава региона, обращаясь к#nbsp;ректорам России и#nbsp;Ирана.

В#nbsp;большом докладе Президента Российского Союза ректоров, ректора Московского университета академика В.#nbsp;А.#nbsp;Садовничего был представлен научно-образовательный потенциал ведущего университета страны, его ключевые проекты в#nbsp;сфере образования, науки, инноваций, международного сотрудничества.

Ректор напомнил, что МГУ сегодня#nbsp;— это 40 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, Медицинский научно-образовательный центр, более 100 тысяч сотрудников и#nbsp;обучающихся, самая большая аспирантура в#nbsp;стране#nbsp;— более 4000 человек, около 300 членов государственных академий. Три года назад Московским университетом был запущен новый масштабный проект создания междисциплинарных научно-образовательных школ. Этот проект был поддержан Попечительским советом МГУ, председателем которого является Президент Российской Федерации В.#nbsp;В.#nbsp;Путин.

«Сейчас у#nbsp;нас семь междисциплинарных школ,#nbsp;— отметил ректор МГУ. —#nbsp;Школы#nbsp;— это объединения учёных разных факультетов, среди которых много научной молодёжи. Деятельность междисциплинарных школ связана с#nbsp;ещё одним крупным проектом. В#nbsp;2015 году я#nbsp;выступил с#nbsp;инициативой создания научно-технологической долины МГУ на#nbsp;нашей новой территории. Инициатива также была поддержана главой российского государства. Сейчас долина носит название Инновационный научно-технологический центр МГУ „Воробьевы горы“. Его первый кластер был открыт президентом 25#nbsp;января этого года в#nbsp;день рождения Московского университета».

По#nbsp;словам В.#nbsp;А.#nbsp;Садовничего, главная идея проекта#nbsp;— создать на#nbsp;территории вуза инновационную экосистему мирового уровня, которая позволит повысить инвестиционную привлекательность сферы исследований и#nbsp;разработок, коммерциализировать их#nbsp;результаты. Ректор обратил внимание, что в#nbsp;Долине будет 9 кластеров общей площадью около пятисот тысяч кв. м, пригласил к#nbsp;участию в#nbsp;проекте инновационно ориентированные компании Ирана, ученых и#nbsp;предпринимателей реализовать проекты в#nbsp;университетской долине.

Главный университет страны делает большую ставку на#nbsp;развитие международных связей. «С#nbsp;нашими партнерами мы#nbsp;реализуем программы академической мобильности, совместные научные исследования, совместные образовательные программы. В#nbsp;настоящее время у#nbsp;нас обучается около 11 тысяч иностранных студентов. МГУ имеет зарубежные филиалы в#nbsp;Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане, Армении. Все они были созданы по#nbsp;просьбе руководства этих государств и#nbsp;вносят существенный вклад в#nbsp;развитие своих стран. В#nbsp;них сейчас реализуется более 60 образовательных программ. Там учится более 3000 студентов. А#nbsp;более 7000 человек#nbsp;— выпускники этих филиалов#nbsp;— элита тех стран»,#nbsp;— подчеркнул ректор.

«МГУ координирует работу межвузовских ассоциаций и#nbsp;консорциумов. Одной из#nbsp;старейших организаций является Евразийская Ассоциация университетов. Она была образована в#nbsp;1989 году и#nbsp;объединяет 140 университетов из#nbsp;11 стран. За#nbsp;это время проведено 15 Съездов Ассоциации. В#nbsp;последнем Съезде, который прошел в#nbsp;Московском университете 2−3#nbsp;марта, приняли участие руководители 127 университетов из#nbsp;18 стран. Мы#nbsp;были рады приветствовать представителей Тегеранского и#nbsp;Гилянского университетов на#nbsp;этом Съезде»,#nbsp;— сказал В.#nbsp;А.#nbsp;Садовничий. Также активно работают Ассоциация университетов Прикаспийских государств, сетевые университеты, объединенных по#nbsp;региональному или тематическому принципу. Примерами являются давно функционирующие университеты ШОС, СНГ и#nbsp;БРИКС. В#nbsp;прошлом году число платформ сотрудничества пополнил и#nbsp;созданный по#nbsp;инициативе МГУ Евразийский сетевой университет.

По#nbsp;словам В.#nbsp;А.#nbsp;Садовничего, его отличительной особенностью является то, что помимо реализации основных образовательных программ он#nbsp;будет реализовывать программы дополнительного образования, проводить экспертизы и#nbsp;научные исследования. Таким образом, он#nbsp;будет выступать посредником между институтами Евразийской экономической комиссии и#nbsp;научно-образовательным и#nbsp;бизнес-сообществами. «Мы#nbsp;рассчитываем, что это окажется существенное содействие в#nbsp;формирование единого Евразийского образовательного и#nbsp;научного пространства»,#nbsp;— добавил ректор МГУ.

Отдельно ректор остановился на#nbsp;описании контура и#nbsp;содержания российско-иранского научно-образовательного взаимодействия под эгидой Российского Союза ректоров и#nbsp;аналогичного университетского объединения#nbsp;— конференции ректоров Ирана. В#nbsp;2015 году состоялся Первый форум ректоров университетов России и#nbsp;Ирана. Тогда#nbsp;же была создана Ассоциация университетов России и#nbsp;Ирана. Сфера образования и#nbsp;науки, включая совместные исследования и#nbsp;разработки, как добавил В.#nbsp;А.#nbsp;Садовничий, играет значимую роль в#nbsp;многочисленных направлениях сотрудничества наших стран.

В#nbsp;России памятен исторический визит Президента Исламской Республики Иран Эбрахима Раиси в#nbsp;Московский университет 22#nbsp;января 2022 года. За#nbsp;большой вклад в#nbsp;укрепление сотрудничества между Ираном и#nbsp;Россией в#nbsp;сфере науки и#nbsp;образования Ученый совет МГУ принял решение о#nbsp;присвоении Президенту Республики Иран звания Почетного профессора Московского университета. Еще раньше, в#nbsp;2017 году, МГУ посетил Президент Ирана Хассан Рухани. Он#nbsp;также был удостоен звания «Почетный профессор Московского университета».

Каждый из#nbsp;уже состоявшихся форумов ректоров России и#nbsp;Ирана был, по#nbsp;словам В.#nbsp;А.#nbsp;Садовничего, по-особому значим. Практически на#nbsp;каждом из#nbsp;них участники отмечали, что важным аспектом и#nbsp;драйвером двустороннего сотрудничества любых стран, конечно, является изучение языка, истории и#nbsp;культуры страны. Персидский язык в#nbsp;России в#nbsp;наши дни изучается во#nbsp;многих университетах#nbsp;— функционируют кафедры, центры иранской филологии. Одна из#nbsp;старейших кафедр в#nbsp;этой сфере#nbsp;— кафедра иранской филологии Института стран Азии и#nbsp;Африки МГУ. В#nbsp;современном виде она была образована в#nbsp;1956 году в#nbsp;Институте восточных языков, но#nbsp;корни традиций преподавания персидского языка в#nbsp;Москве уходят к#nbsp;1815 году, когда был создан Лазаревский институт восточных языков, где начали преподавать армянский, арабский, персидский и#nbsp;турецкий языки.

«Отрадно, что в#nbsp;последние десятилетия все бо́льшую популярность приобретает русский язык в#nbsp;Иране. Профильные кафедры были открыты в#nbsp;Тегеранском и#nbsp;Гилянском университетах, университете Алламе Табатабаи и#nbsp;ряде других университетов. Открываются совместные центры российских и#nbsp;иранских университетов. С#nbsp;2016 года функционирует центр „Рази#nbsp;— Ломоносов“ в#nbsp;Университете имени Шахида Бехешти и#nbsp;Московском университете. В#nbsp;2017 году был открыт Центр русского языка „Ломоносов“ при Мешхедском университете имени Фердоуси»,#nbsp;— напомнил В.#nbsp;А.#nbsp;Садовничий с#nbsp;трибуны Форума.

Ректор МГУ подчеркнул, что университеты России и#nbsp;Ирана сотрудничают по#nbsp;широкому спектру научных и#nbsp;образовательных направлений. Важным механизмом, направленным на#nbsp;развитие взаимодействия российских и#nbsp;иранских научных учреждений, являются совместные конкурсы Российского центра научной информации и#nbsp;Национального научного фонда Ирана.

Растет и#nbsp;востербованность российского образования среди иранских студентов. Наиболее востребованные направления подготовки#nbsp;— это медицина, инженерия, информационные технологии, а#nbsp;также политология, международные отношения и#nbsp;регионоведение.

В.А. Садовничий предложил несколько инициатив, которые касаются не#nbsp;только МГУ и#nbsp;российских вузов, но#nbsp;могут быть интересны иранским коллегам и#nbsp;позволят усилить взаимодействие и#nbsp;позиционирование на#nbsp;мировом рынке образования. Среди них#nbsp;— расширение использования созданной по#nbsp;инициативе МГУ Национальной платформы «Открытое образование». На#nbsp;ней размещено более 1000 уникальных онлайн-курсов и#nbsp;200 образовательных программ, созданных лучшими преподавателями России, а#nbsp;количество слушателей платформы сейчас превышает 10 миллионов человек. Ректор МГУ пригласил преподавателей иранских университетов размещать свои курсы на#nbsp;платформе, а#nbsp;студентов обучаться на#nbsp;них.

Не#nbsp;менее интересной для#nbsp;студентов иранских университетов может стать и#nbsp;Международная научная конференция «Ломоносов». В#nbsp;этом году она прошла в#nbsp;стенах Московского университета уже в#nbsp;30-й раз. Чуть менее укоренен в#nbsp;истории, но#nbsp;не#nbsp;менее ярок и#nbsp;популярен придуманный когда-то в#nbsp;МГУ Всероссийский Фестиваль науки. В#nbsp;прошлом году фестиваль стал международным. Он#nbsp;прошел не#nbsp;только в#nbsp;России, но и#nbsp;в#nbsp;Белоруссии, и#nbsp;в#nbsp;Узбекистане. Его совокупная аудитория составила в#nbsp;прошлом году 16 миллионов человек. В.#nbsp;А.#nbsp;Садовничий пригласил иранских коллег присоединиться к#nbsp;нашим инициативам по#nbsp;популяризации науки, предложил вместе подумать над идеей проведения Фестиваля науки и#nbsp;в#nbsp;Иране.

В#nbsp;докладах представителей университетов двух стран прозвучали и#nbsp;другие предложения, нацеленные на#nbsp;укрепление крепнущего день ото дня, от#nbsp;Форума к#nbsp;Форума научно-образовательного пространства двух стран. На#nbsp;углубление интеграционных тенденций нацелены и#nbsp;подписанные в#nbsp;первый день работы#nbsp;VI Форума ректоров вузов Российской Федерации и#nbsp;Исламской Республики Иран 29 соглашений и#nbsp;меморандумов о#nbsp;партнерстве. Среди них и#nbsp;соглашения между Московским университетом и#nbsp;двумя ведущими университетами Ирана#nbsp;— Тегеранским и#nbsp;Исфаханским университетами.

В#nbsp;рамках Форума 28#nbsp;апреля пройдут тематические сессии, организованные совместно с#nbsp;Российским центром научной информации, по#nbsp;следующим темам: «Межуниверситетское сотрудничество России и#nbsp;Ирана: академическая мобильность, совместные образовательные программы и#nbsp;научно-исследовательские работы»; «Гуманитарный вектор научного сотрудничества России и#nbsp;Ирана: традиции и#nbsp;перспективы»; «Векторы научного сотрудничества России и#nbsp;Ирана: естественные науки»; «Векторы научного сотрудничества России и#nbsp;Ирана: научные исследования по#nbsp;Каспию».

Фоторепортаж

2023-04-27 19:32