23 ноября в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке Московского университета под председательством президента Ассоциации преподавателей математики, ректора МГУ академика В. А. Садовничего начал свою работу Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики. Для участия в нем собрались около четырёх тысяч представителей 80 регионов России и 11 зарубежных стран. В начале Съезда были оглашены приветствие министра просвещения Российской Федерации С. С. Кравцова, министра науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фалькова, председателя комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Ф С РФ Л. С. Гумеровой, председателя комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы Ф С РФ С. В. Кабышева, президента союза директоров средних специальных учебных заведений Н. М. Золотаревой.
С основным докладом выступил академик В. А. Садовничий. Он выразил благодарность всем коллегам, поддержавшим инициативу МГУ по возрождению традиции проведения таких съездов, за то, что она нашла такую широкую поддержку. «Съезд учителей и преподавателей математики очень важен для того, чтобы не потерять нашу математическую школу», — сказал ректор и привел слова из рекомендаций специальной комиссии по проблеме стандартов образования, которую в США возглавлял астронавт и сенатор Джон Глен: «Именно математическое образование является основой могущества страны.»
Ректор Московского университета отметил, что как преподаватель математики, заведующий кафедрой математического анализа с многолетним стажем он хорошо знает о проблемах, которые обсуждаются на таких съездах. «При этом всегда следует исходить из того, что нашей главной задачей должно быть повышение качества образования, а в его основе — фундаментальность», — подчеркнул он. Виктор Антонович напомнил, что несколько дней назад в Московском университете прошло совещание на тему повышения качества естественнонаучного образования с участием министра науки и высшего образования В. Н. Фалькова и министра просвещения С. С. Кравцова. Это свидетельствует о том, что вопросы повышения качества математического и естественнонаучного образования и, следовательно, совершенствования системы отечественного образования в последнее время снова выходят на правительственный уровень.
Действительно, еще десять лет назад Распоряжением Правительства Р Ф от 24.12.2013 № 2506 была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, в разработке которой принимали участие и специалисты Московского университета. Сегодня ее актуальность повышается в связи с появлением новых задач, требующих решения в связи с активной цифровизацией, развитием искусственного интеллекта. В. А. Садовничий сообщил, что на совещании было предложено разработать концепции образования по четырём предметам: математике, физике, химии и биологии, закрепив за ведущими университетами подготовку отдельных концепций. «На Московский университет возложена ответственность за подготовку концепции математического образования. Конечно, эта концепция должна быть увязана со школьными стандартами», — подчеркнул ректор.
В.А. Садовничий кратко обратился к истории развития математического образования в советский период. По его словам, в XX веке в доуниверситетском математическом образовании у нас в стране доминировали две основных тенденции — массового математического образования и индивидуальной подготовки через математические кружки и олимпиады. В 1960-е годы эти две линии удалось соединить в созданных тогда математических центрах при четырех ведущих университетах страны, в том числе, при Московском. СУНЦ имени А. Н. Колмогорова МГУ — это один из них.
Виктор Антонович рассказал о работе «Малого мехмата МГУ» — математического кружка, уже более 40 лет занимающегося математикой со столичными школьниками. Сегодня задания Малого мехмата доступны и дистанционно для ребят из других регионов страны. Делегатам Съезда ректор напомнил свою позицию и по поводу необходимости совершенствования системы итоговой государственной аттестации. «Надо сказать, что ЕГЭ в целом всё же эволюционировал в позитивном направлении. Был сделан существенный шаг в приближении ЕГЭ по математике к традициям российского школьного образования: отказ от заданий с выбором ответа; расширяется спектр альтернативных заданий, повторение демонстрационного варианта становится не таким буквальным», — отметил В. А. Садовничий. На конкретных примерах ректор высказался о возможных путях дальнейшей работы совершенствования этой системы.
В то же время, механизмом компенсации недостатков ЕГЭ было и остается олимпиадное движение школьников, которое под эгидой Российского совета олимпиад школьников и в тесном взаимодействии с Российским Союзом ректоров дает возможность способным мотивированным выпускникам из практически всех регионов страны поступать в ведущие российские вузы.
Также В. А. Садовничий обратился к проблемам, связанным с содержанием математического образования в высшей школе, поделился своим мнением о недопустимости сокращения фундаментальных математических курсов в программах профильных факультетов, сохранения глубокой фундаментальной составляющей. «Скажем, курс анализа — ядро подготовки на начальном этапе студента любой фундаментальной и технической (в том м числе прикладной) специальности — нередко становится выхолощенным, формальным или вовсе отодвигается на второй план», — отметил он.
Ответом на эту тенденцию со стороны Московского университета является работа над созданием и реализацией по-настоящему фундаментальных математических курсов для разных направлений подготовки: от сферы искусственного интеллекта и применения новейших технологий в медицине до только создающихся направлений фундаментальной инженерии. «Уверен, что это может стать важным вкладом в научно-технологическое развитие нашей страны», — отметил ректор.
В.А. Садовничий обратил внимание и на вопросы совершенствования методики преподавания математики в вузе, использования новых образовательных технологий, качества учебников и методических пособий, пригласив коллег обмениваться опытом и присоединяться к его обсуждению и выработке лучших практик. Он сделал ряд предложений, направленных на улучшение качества математического образования в классических университетах и профильных вузах, а также отметил возрастающую актуальность задачи подготовки в непедагогических вузах специалистов, которые будут работать в школе.
Эти меры могут быть обсуждены в рамках Всероссийского методического семинара по преподаванию математики с участием ведущих преподавателей и учителей, который В. А. Садовничий предложил организовать на недавнем совещании с участием В. Н. Фалькова и С. С. Кравцова.
В финале своего выступления под аплодисменты участников Съезда Виктор Антонович предложил учредить День математика и отмечать его 1 декабря, в день рождения Н. И. Лобачевского — великого отечественного математика, создателя неевклидовой геометрии и видного деятеля университетского образования.
С докладами на пленарном заседании Съезда также выступили главный научный сотрудник Математического института имени В. А. Стеклова РАН, заведующий кафедрой дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ академик В. В. Козлов, декан факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ академик И. А. Соколов, декан мехмата МГУ член-корреспондент РАН А. И. Шафаревич, декан факультета космических исследований МГУ В. В. Сазонов, исполнительный директор Ассоциации преподавателей математики А. М. Савчук, председатель ФУМО 01.00.00 по математике и механике, профессор мехмата МГУ А. В. Булинский, директор ГБОУ г. Москвы «Лицей „Вторая школа“ имени В.Ф. Овчинникова» М. И. Случ, ректор Адыгейского государственного университета Д. К. Мамий, заведующий кафедрой математических методов прогнозирования факультета ВМК МГУ профессор РАН К. В. Воронцов, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В. А. Стеклова РАН Н. Н. Андреев.
Основные темы съезда — вопросы совершенствования содержания и методов обучения математике в школе и в вузе, цифровизации и использования новых технологий в преподавании математики, развития математического таланта, дополнительного математического образования, популяризации математики и другие. 23 ноября Съезд проходит в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке и Ломоносовском корпусе МГУ, а 24 ноября продолжит работу также и на базе Академии Министерства просвещения РФ.
С основным докладом выступил академик В. А. Садовничий. Он выразил благодарность всем коллегам, поддержавшим инициативу МГУ по возрождению традиции проведения таких съездов, за то, что она нашла такую широкую поддержку. «Съезд учителей и преподавателей математики очень важен для того, чтобы не потерять нашу математическую школу», — сказал ректор и привел слова из рекомендаций специальной комиссии по проблеме стандартов образования, которую в США возглавлял астронавт и сенатор Джон Глен: «Именно математическое образование является основой могущества страны.»
Ректор Московского университета отметил, что как преподаватель математики, заведующий кафедрой математического анализа с многолетним стажем он хорошо знает о проблемах, которые обсуждаются на таких съездах. «При этом всегда следует исходить из того, что нашей главной задачей должно быть повышение качества образования, а в его основе — фундаментальность», — подчеркнул он. Виктор Антонович напомнил, что несколько дней назад в Московском университете прошло совещание на тему повышения качества естественнонаучного образования с участием министра науки и высшего образования В. Н. Фалькова и министра просвещения С. С. Кравцова. Это свидетельствует о том, что вопросы повышения качества математического и естественнонаучного образования и, следовательно, совершенствования системы отечественного образования в последнее время снова выходят на правительственный уровень.
Действительно, еще десять лет назад Распоряжением Правительства Р Ф от 24.12.2013 № 2506 была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, в разработке которой принимали участие и специалисты Московского университета. Сегодня ее актуальность повышается в связи с появлением новых задач, требующих решения в связи с активной цифровизацией, развитием искусственного интеллекта. В. А. Садовничий сообщил, что на совещании было предложено разработать концепции образования по четырём предметам: математике, физике, химии и биологии, закрепив за ведущими университетами подготовку отдельных концепций. «На Московский университет возложена ответственность за подготовку концепции математического образования. Конечно, эта концепция должна быть увязана со школьными стандартами», — подчеркнул ректор.
В.А. Садовничий кратко обратился к истории развития математического образования в советский период. По его словам, в XX веке в доуниверситетском математическом образовании у нас в стране доминировали две основных тенденции — массового математического образования и индивидуальной подготовки через математические кружки и олимпиады. В 1960-е годы эти две линии удалось соединить в созданных тогда математических центрах при четырех ведущих университетах страны, в том числе, при Московском. СУНЦ имени А. Н. Колмогорова МГУ — это один из них.
Виктор Антонович рассказал о работе «Малого мехмата МГУ» — математического кружка, уже более 40 лет занимающегося математикой со столичными школьниками. Сегодня задания Малого мехмата доступны и дистанционно для ребят из других регионов страны. Делегатам Съезда ректор напомнил свою позицию и по поводу необходимости совершенствования системы итоговой государственной аттестации. «Надо сказать, что ЕГЭ в целом всё же эволюционировал в позитивном направлении. Был сделан существенный шаг в приближении ЕГЭ по математике к традициям российского школьного образования: отказ от заданий с выбором ответа; расширяется спектр альтернативных заданий, повторение демонстрационного варианта становится не таким буквальным», — отметил В. А. Садовничий. На конкретных примерах ректор высказался о возможных путях дальнейшей работы совершенствования этой системы.
В то же время, механизмом компенсации недостатков ЕГЭ было и остается олимпиадное движение школьников, которое под эгидой Российского совета олимпиад школьников и в тесном взаимодействии с Российским Союзом ректоров дает возможность способным мотивированным выпускникам из практически всех регионов страны поступать в ведущие российские вузы.
Также В. А. Садовничий обратился к проблемам, связанным с содержанием математического образования в высшей школе, поделился своим мнением о недопустимости сокращения фундаментальных математических курсов в программах профильных факультетов, сохранения глубокой фундаментальной составляющей. «Скажем, курс анализа — ядро подготовки на начальном этапе студента любой фундаментальной и технической (в том м числе прикладной) специальности — нередко становится выхолощенным, формальным или вовсе отодвигается на второй план», — отметил он.
Ответом на эту тенденцию со стороны Московского университета является работа над созданием и реализацией по-настоящему фундаментальных математических курсов для разных направлений подготовки: от сферы искусственного интеллекта и применения новейших технологий в медицине до только создающихся направлений фундаментальной инженерии. «Уверен, что это может стать важным вкладом в научно-технологическое развитие нашей страны», — отметил ректор.
В.А. Садовничий обратил внимание и на вопросы совершенствования методики преподавания математики в вузе, использования новых образовательных технологий, качества учебников и методических пособий, пригласив коллег обмениваться опытом и присоединяться к его обсуждению и выработке лучших практик. Он сделал ряд предложений, направленных на улучшение качества математического образования в классических университетах и профильных вузах, а также отметил возрастающую актуальность задачи подготовки в непедагогических вузах специалистов, которые будут работать в школе.
Эти меры могут быть обсуждены в рамках Всероссийского методического семинара по преподаванию математики с участием ведущих преподавателей и учителей, который В. А. Садовничий предложил организовать на недавнем совещании с участием В. Н. Фалькова и С. С. Кравцова.
В финале своего выступления под аплодисменты участников Съезда Виктор Антонович предложил учредить День математика и отмечать его 1 декабря, в день рождения Н. И. Лобачевского — великого отечественного математика, создателя неевклидовой геометрии и видного деятеля университетского образования.
С докладами на пленарном заседании Съезда также выступили главный научный сотрудник Математического института имени В. А. Стеклова РАН, заведующий кафедрой дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ академик В. В. Козлов, декан факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ академик И. А. Соколов, декан мехмата МГУ член-корреспондент РАН А. И. Шафаревич, декан факультета космических исследований МГУ В. В. Сазонов, исполнительный директор Ассоциации преподавателей математики А. М. Савчук, председатель ФУМО 01.00.00 по математике и механике, профессор мехмата МГУ А. В. Булинский, директор ГБОУ г. Москвы «Лицей „Вторая школа“ имени В.Ф. Овчинникова» М. И. Случ, ректор Адыгейского государственного университета Д. К. Мамий, заведующий кафедрой математических методов прогнозирования факультета ВМК МГУ профессор РАН К. В. Воронцов, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В. А. Стеклова РАН Н. Н. Андреев.
Основные темы съезда — вопросы совершенствования содержания и методов обучения математике в школе и в вузе, цифровизации и использования новых технологий в преподавании математики, развития математического таланта, дополнительного математического образования, популяризации математики и другие. 23 ноября Съезд проходит в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке и Ломоносовском корпусе МГУ, а 24 ноября продолжит работу также и на базе Академии Министерства просвещения РФ.