13 июня ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров В. А. Садовничий выступил перед участниками научно-образовательного форума «Интеграция науки, образования и производства — драйвер модернизации экономики», который открылся в столице Республики Армения, в Ереванском государственном университете. Форум собрал более 200 представителей ведущих университетов, министерств и профильных ведомств, научных организаций и бизнеса России и Армении.
Во вступительном слове В. А. Садовничий поблагодарил армянских коллег за теплый прием и высокий уровень организации мероприятия, участниками которого стали многие члены Российского Союза ректоров — ведущей общественной организации России в сфере науки и образования, в своих рядах объединяющей порядка 700 университетов России. По словам Виктора Антоновича, особое внимание РСР уделяет развитию международного сотрудничества с университетами и научными учреждениями разных стран. По его инициативе и под его эгидой создан ряд двусторонних и многосторонних международных межвузовских ассоциаций. В активе организации более 80 форумов с участием 6000 ректоров российских и зарубежных вузов. До конца этого года планируется провести форумы с руководителями университетов Кубы, Вьетнама, Азербайджана, Белоруссии, Китая, Киргизии, Казахстана и других стран.
В.А. Садовничий познакомил коллег с потенциалом и традициями МГУ как старейшего и крупнейшего университета России. Московский университет сегодня — это 40 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, медицинский научно-образовательный центр, более 100 тысяч сотрудников и обучающихся, самая большая аспирантура в стране — более 4000 человек, около 300 членов государственных академий.
Особого внимания заслуживает запущенный Московским университетом в 2020 году проект создания междисциплинарных научно-образовательных школ. Говоря о их задачах, В. А. Садовничий подчеркнул, что сегодня наука уже не мононаправлена, нужно знать подходы других наук, привлекать знания других направлений научного поиска. Например, в рамках школы «Фундаментальные и прикладные исследования космоса» МГУ ведет работы по развёртыванию собственной группировки малых космических аппаратов «Созвездие-270», созданию оранжереи на орбите, Российской орбитальной служебной станции. В планах — создание и запуск университетской орбитальной обсерватории для поиска экзопланет.
Работы школы «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» связаны с исследованиями человеческого мозга, изучением когнитивных функций, проектами в области искусственного интеллекта и больших данных. Есть хорошие результаты. Так, удалось исследовать влияние ксеноновой терапии на двигательные и аффективные расстройства при болезни Паркинсона, разработана новая математическая модель памяти.
По мнению В. А. Садовничего, в ближайшие годы процесс цифровизации и искусственный интеллект окажут еще большее влияние на профессии. «Это выразится прежде всего в том, что наилучший результат деятельности в любой сфере будет достигнут посредством совместной работы человека и искусственного интеллекта. Профессионалы будут получать рекомендации от искусственного интеллекта. Профессионализм и мастерство будут зависеть от способности человека получать максимальную отдачу от искусственного интеллекта. Например, юристы, врачи, инженеры будут консультироваться с ним, прежде чем, принять то или иное решение. Само творчество, которое всегда считалось прерогативой людей, также будет преобразовано этим процессом гибридизации», — отметил президент РСР.
В.А. Садовничий обратил внимание коллег на то, что деятельность междисциплинарных школ МГУ связана с ещё одним крупным проектом университета. 25 января этого года Президент России В. В. Путин посетил первый построенный кластер Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы». Это единственная в России научно-технологическая долина, созданная университетом, его вклад в развитие инновационного потенциала высшей школы и страны в целом. Основная идея проекта — создание инновационной экосистемы мирового уровня, которая позволит повысить инвестиционную привлекательность сферы исследований и разработок, коммерциализировать их результаты. В Долине будет 9 кластеров общей площадью около пятисот тысяч кв. м: робототехники, нанотехнологий и новых материалов, биомедицинский, кластер информационных технологий, математического моделирования и высокопроизводительных вычислений, кластер наук о Земле и экологии, а также спортивный комплекс, музеи. Сейчас в них работает уже более 100 компаний-резидентов. Их число может значительно расшириться с учетом большого интереса к проекту со стороны зарубежных партнеров ведущего университета страны.
Укрепление международных связей МГУ традиционно находится в фокусе особого внимания руководства вуза. С зарубежными партнерами университет осуществляет программы академической мобильности, совместные научные исследования, организует центры и лаборатории. В настоящее время в МГУ обучается около 11 тысяч иностранных студентов из 70 стран мира, работают 5 филиалов за рубежом и совместный университет МГУ-ППИ в Китае.
Российский Союз ректоров и МГУ развивают не только двухсторонние, но и многосторонние форматы межуниверситетского диалога. Это происходит через работу межвузовских ассоциаций и консорциумов. Еще в 1989 году была создана Евразийская Ассоциация университетов, которая объединяет сегодня 140 университетов из 11 стран. В последнем ее Съезде, уже 15-ым по счету, который прошел в Московском университете 2 марта, приняли участие руководители 127 университетов из 18 стран. Ереванский государственный университет является одним из учредителей этой ассоциации.
Не менее перспективен формат сетевых университетов. В прошлом году образован Евразийский сетевой университет. Его деятельность должна сыграть важную роль в формировании единой системы Большого Евразийского партнерства в области образования и науки. Участниками проекта стали более 20 университетов России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Целый ряд университетов стран дальнего зарубежья также заинтересован стать его участниками.
К важным проектам российского университетского сообщества, развивающихся и на международных треках, необходимо отнести такие инициативы, как Московский международный рейтинг «Три миссии университета», Национальная платформа «Открытое образование», Международная научная конференция «Ломоносов», Международный фестиваль науки «Наука 0+» («Наука для всех») с аудиторией более 16 миллионов человек. Осенью этого года планируется организовать Фестиваль в Армении, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, а также в Китае.
В.А. Садовничий пригласил армянских коллег принять участие в этих проектах, а также предложил провести II Российско-Армянский научно-образовательный форум весной 2024 года в Московском университете.
Организаторами Форума в Ереване выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Российский Союз ректоров, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российский центр научной информации, Российская академия образования. Партнерами с армянской стороны стали Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Армения, Ереванский государственный университет, Российско-армянский университет. В программе Форума запланированы пленарные и сессионные заседания по таким темам, как «Приоритетные направления сотрудничества в сфере науки», «Опыт России и Армении в формировании системы непрерывного образования», «Развитие системы среднего профессионального образования: новые возможности двустороннего сотрудничества», «Инновационное сотрудничество как фактор экономической модернизации», «Фундаментальная наука — практическому здравоохранению» и др.
Российско-Армянский научно-образовательный форум — это первое двустороннее мероприятие с участием ведущих университетов и научных учреждений России и Армении. Форум призван стать значимым фактором укрепления научно-образовательных связей двух стран. В церемонии открытия приняли участие спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Е. Швыдкой, министр просвещения РФ С. С. Кравцов, заместитель министра науки и высшего образования РФ К. И. Могилевский, вице-президент Российской академии наук С. Н. Калмыков, ученый секретарь Российской академии образования С. В. Иванова, заместитель председателя Совета Российского центра научной информации В. В. Квардаков, министр образования, науки, культуры и спорта Республики Армения Ж. А. Андреасян, ректор Ереванского государственного университета О. В. Оганнисян, президент Национальной академии наук Армении А. С. Сагян, председатель Комитета по науке Республики Армения С. С. Айоцян.
Во вступительном слове В. А. Садовничий поблагодарил армянских коллег за теплый прием и высокий уровень организации мероприятия, участниками которого стали многие члены Российского Союза ректоров — ведущей общественной организации России в сфере науки и образования, в своих рядах объединяющей порядка 700 университетов России. По словам Виктора Антоновича, особое внимание РСР уделяет развитию международного сотрудничества с университетами и научными учреждениями разных стран. По его инициативе и под его эгидой создан ряд двусторонних и многосторонних международных межвузовских ассоциаций. В активе организации более 80 форумов с участием 6000 ректоров российских и зарубежных вузов. До конца этого года планируется провести форумы с руководителями университетов Кубы, Вьетнама, Азербайджана, Белоруссии, Китая, Киргизии, Казахстана и других стран.
В.А. Садовничий познакомил коллег с потенциалом и традициями МГУ как старейшего и крупнейшего университета России. Московский университет сегодня — это 40 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, медицинский научно-образовательный центр, более 100 тысяч сотрудников и обучающихся, самая большая аспирантура в стране — более 4000 человек, около 300 членов государственных академий.
Особого внимания заслуживает запущенный Московским университетом в 2020 году проект создания междисциплинарных научно-образовательных школ. Говоря о их задачах, В. А. Садовничий подчеркнул, что сегодня наука уже не мононаправлена, нужно знать подходы других наук, привлекать знания других направлений научного поиска. Например, в рамках школы «Фундаментальные и прикладные исследования космоса» МГУ ведет работы по развёртыванию собственной группировки малых космических аппаратов «Созвездие-270», созданию оранжереи на орбите, Российской орбитальной служебной станции. В планах — создание и запуск университетской орбитальной обсерватории для поиска экзопланет.
Работы школы «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» связаны с исследованиями человеческого мозга, изучением когнитивных функций, проектами в области искусственного интеллекта и больших данных. Есть хорошие результаты. Так, удалось исследовать влияние ксеноновой терапии на двигательные и аффективные расстройства при болезни Паркинсона, разработана новая математическая модель памяти.
По мнению В. А. Садовничего, в ближайшие годы процесс цифровизации и искусственный интеллект окажут еще большее влияние на профессии. «Это выразится прежде всего в том, что наилучший результат деятельности в любой сфере будет достигнут посредством совместной работы человека и искусственного интеллекта. Профессионалы будут получать рекомендации от искусственного интеллекта. Профессионализм и мастерство будут зависеть от способности человека получать максимальную отдачу от искусственного интеллекта. Например, юристы, врачи, инженеры будут консультироваться с ним, прежде чем, принять то или иное решение. Само творчество, которое всегда считалось прерогативой людей, также будет преобразовано этим процессом гибридизации», — отметил президент РСР.
В.А. Садовничий обратил внимание коллег на то, что деятельность междисциплинарных школ МГУ связана с ещё одним крупным проектом университета. 25 января этого года Президент России В. В. Путин посетил первый построенный кластер Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы». Это единственная в России научно-технологическая долина, созданная университетом, его вклад в развитие инновационного потенциала высшей школы и страны в целом. Основная идея проекта — создание инновационной экосистемы мирового уровня, которая позволит повысить инвестиционную привлекательность сферы исследований и разработок, коммерциализировать их результаты. В Долине будет 9 кластеров общей площадью около пятисот тысяч кв. м: робототехники, нанотехнологий и новых материалов, биомедицинский, кластер информационных технологий, математического моделирования и высокопроизводительных вычислений, кластер наук о Земле и экологии, а также спортивный комплекс, музеи. Сейчас в них работает уже более 100 компаний-резидентов. Их число может значительно расшириться с учетом большого интереса к проекту со стороны зарубежных партнеров ведущего университета страны.
Укрепление международных связей МГУ традиционно находится в фокусе особого внимания руководства вуза. С зарубежными партнерами университет осуществляет программы академической мобильности, совместные научные исследования, организует центры и лаборатории. В настоящее время в МГУ обучается около 11 тысяч иностранных студентов из 70 стран мира, работают 5 филиалов за рубежом и совместный университет МГУ-ППИ в Китае.
Российский Союз ректоров и МГУ развивают не только двухсторонние, но и многосторонние форматы межуниверситетского диалога. Это происходит через работу межвузовских ассоциаций и консорциумов. Еще в 1989 году была создана Евразийская Ассоциация университетов, которая объединяет сегодня 140 университетов из 11 стран. В последнем ее Съезде, уже 15-ым по счету, который прошел в Московском университете 2 марта, приняли участие руководители 127 университетов из 18 стран. Ереванский государственный университет является одним из учредителей этой ассоциации.
Не менее перспективен формат сетевых университетов. В прошлом году образован Евразийский сетевой университет. Его деятельность должна сыграть важную роль в формировании единой системы Большого Евразийского партнерства в области образования и науки. Участниками проекта стали более 20 университетов России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Целый ряд университетов стран дальнего зарубежья также заинтересован стать его участниками.
К важным проектам российского университетского сообщества, развивающихся и на международных треках, необходимо отнести такие инициативы, как Московский международный рейтинг «Три миссии университета», Национальная платформа «Открытое образование», Международная научная конференция «Ломоносов», Международный фестиваль науки «Наука 0+» («Наука для всех») с аудиторией более 16 миллионов человек. Осенью этого года планируется организовать Фестиваль в Армении, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, а также в Китае.
В.А. Садовничий пригласил армянских коллег принять участие в этих проектах, а также предложил провести II Российско-Армянский научно-образовательный форум весной 2024 года в Московском университете.
Организаторами Форума в Ереване выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Российский Союз ректоров, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российский центр научной информации, Российская академия образования. Партнерами с армянской стороны стали Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Армения, Ереванский государственный университет, Российско-армянский университет. В программе Форума запланированы пленарные и сессионные заседания по таким темам, как «Приоритетные направления сотрудничества в сфере науки», «Опыт России и Армении в формировании системы непрерывного образования», «Развитие системы среднего профессионального образования: новые возможности двустороннего сотрудничества», «Инновационное сотрудничество как фактор экономической модернизации», «Фундаментальная наука — практическому здравоохранению» и др.
Российско-Армянский научно-образовательный форум — это первое двустороннее мероприятие с участием ведущих университетов и научных учреждений России и Армении. Форум призван стать значимым фактором укрепления научно-образовательных связей двух стран. В церемонии открытия приняли участие спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Е. Швыдкой, министр просвещения РФ С. С. Кравцов, заместитель министра науки и высшего образования РФ К. И. Могилевский, вице-президент Российской академии наук С. Н. Калмыков, ученый секретарь Российской академии образования С. В. Иванова, заместитель председателя Совета Российского центра научной информации В. В. Квардаков, министр образования, науки, культуры и спорта Республики Армения Ж. А. Андреасян, ректор Ереванского государственного университета О. В. Оганнисян, президент Национальной академии наук Армении А. С. Сагян, председатель Комитета по науке Республики Армения С. С. Айоцян.