Новости

В МГУ стартовал Первый Российско–Азербайджанский научно–образовательный форум

25 сентября в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке Московского университета с участием президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ академика В. А. Садовничего и министра науки и образования России В. Н. Фалькова начал свою работу Первый Российско-Азербайджанский научно-образовательный форум. Его делегатами стали представители более 70 университетов двух стран. С приветствиями и докладами на форуме выступили представители профильных ведомств и академий наук Российской Федерации и Азербайджанской Республики.

Открывая заседание, ректор Московского университета академик В. А. Садовничий отметил, что участниками Форума стали руководители главных университетов двух стран, выразил уверенность, что этот научно-образовательный саммит носит действительно исторический характер, положит начало еще более тесному взаимодействию научно-образовательных систем России и Азербайджана. Ректор поблагодарил за участие в форуме министра науки и высшего образования России В. Н. Фалькова, заместителя министра науки и образования Азербайджанской Республики Фирудина Иса оглы Гурбанова, председателя Государственного агентства по науке и высшему образованию Улькар Эльдар кызы Саттарову, и академика-секретаря Национальной академии наук Азербайджана Арифа Мамед оглу Гашимова. Отдельно Виктор Антонович выразил благодарность за помощь в подготовке мероприятия вице-президенту Национальной академии наук Азербайджана, руководителю филиала МГУ в г. Баку Наргизе ханум Пашаевой.

В своем докладе Виктор Антонович сделал глубокий анализ российско-азербайджанских отношений в научно-образовательной сфере, особо подчеркнув, что в них традиционно присутствуют взаимопонимание и доверие. «В основе этих отношений лежат принципы равенства, учёта интересов друг друга и, конечно, тесные человеческие, культурные узы, которые объединяют наши народы на протяжении веков», — сказал В. А. Садовничий. Он особо выделил доверительный диалог Президента России Владимира Путина и Президента Азербайджана Ильхама Алиева, которые только за последние пять лет провели 17 встреч как на площадках международных мероприятий, так и в неформальной обстановке.

Ректор напомнил, что совсем недавно, 18−19 августа этого года по приглашению Президента Азербайджана состоялся государственный визит Президента России в Азербайджан. На нем главы государств высказались за укрепление сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. На встрече в августе лидеры двух стран в положительном ключе упомянули и работу азербайджанских филиалов МГУ имени М. В. Ломоносова и Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, и ситуацию с русским языком в Азербайджане.

Обращаясь к истории, В. А. Садовничий упомянул об огромной созидательной роли отца нынешнего Президента Азербайджана Ильхама Алиева, Гейдара Алиева, который, занимая ответственные посты в СССР, лично курировал важнейшие общенациональные проекты того времени. Среди них, и стройка БАМ, 50-летие которой отмечалось в этом году, и развитие высшей школы. Ректор напомнил о том, что был лично знаком с Гейдаром Алиевым, его связывали с ним очень теплые, дружеские отношения. Работая в 1982—1987 годах на посту первого зампреда Совмина СССР, Гейдар Алиев занимался развитием системы образования в стране и неоднократно оказывал значительную поддержку Московскому университету. В частности, по его указанию был принят план развития образования в Московском университете, который со стороны университета еще на посту его первого проректора координировал В. А. Садовничий.

«В знак признания выдающихся заслуг Гейдара Алиева ему было присвоено звание Почётного профессора Московского университета. 25 января 2002 года, в Татьянин день — день рождения Московского университета — в Актовом зале Главного здания МГУ прошла торжественная церемония вручения Гейдару Алиеву диплома и медали Почетного профессора Московского университета. У нас были десятки встреч и в Москве, и в Баку, каждая проходила в очень тёплой и дружественной атмосфере», — отметил ректор Московского университета, добавив, что в Московском университете высоко чтят память этого великого сына азербайджанского народа.

Эти хорошие традиции, заложенные Гейдаром Алиевым, находят свое продолжение при нынешнем руководителе Республики, Ильхаме Алиеве, который также уже много сделал для развития Азербайджана, особенно его сферы науки и образования. С учетом этих заслуг, а также выдающегося вклада в укрепление связей между Россией и Азербайджаном в 2008 году Ильхам Алиев также был удостоен звания Почётного профессора Московского университета.

Доклад В. А. Садовничего продолжился экскурсом в историю и современность российско-азербайджанских отношений в науке и образовании, по словам ректора, «традиционно очень теплых и глубоких». Он напомнил о тех математиках из Азербайджана, с которыми он учился в свои студенческие и аспирантские годы. Интересно, что защитив докторскую диссертацию, В. А. Садовничий уже на следующий день поехал в Баку, где принял участие в научной конференции, на которой впервые после защиты были представлены коллегам результаты диссертации.

В МГУ сегодня активно реализуются программы развития сотрудничества с Азербайджаном. В Институте стран Азии и Африки МГУ студенты изучают азербайджанский язык, азербайджанскую культуру, выпускаются учебники, книги, посвященные Азербайджану. В университете работает Азербайджанский клуб. Крупнейшим проектом в сфере образования между нашими странами является филиал Московского университета в Баку, открывший свои двери в 2008 году. Он был создан по инициативе Ильхама Алиева. «Создание Бакинского филиала МГУ, в котором студенты учатся на русском языке, получают дипломы Московского университета, — это и есть продолжение единства во взаимоотношениях и высокого уровня взаимодействия между Азербайджаном и Россией», — подчеркнул Виктор Антонович.

Уже более 15 лет филиал МГУ в столице Республики успешно функционирует при поддержке высшего руководства Азербайджана. В церемониях открытия филиала и нового кампуса принимали участие Президент Ильхам Алиев и вице-президент Мехрибан ханум Алиева, которая в качестве главы Фонда Гейдара Алиева очень много делает для поддержания культуры и образования страны. «В частности, именно Мехрибан ханум контролирует работу всех школ Азербайджана, в том числе и изучение русского языка. Мехрибан ханум взяла под свое крыло состояние школ, в том числе сельских. И это действительно выдающийся проект вице-президента Азербайджана», — отметил В. А. Садовничий. Он также высоко отозвался о вкладе в двусторонние отношения Азербайджанского молодежного объединения России и лично бывшего председателя АМОР Лейлы Алиевой.

В продолжение своего доклада академик В. А. Садовничий рассказал коллегам о Российском Союзе ректоров, объединяющем сегодня руководителей 700 университетов России, инициативе организации и проведения международных форумах ректоров. За последние 20 проведено более 80 двух- и многосторонних форумов ректоров, в которых приняли участие более 6000 лидеров глобального университетского сообщества. На постоянной основе Российский Союз ректоров проводит Форумы со странами СНГ и Евразийского пространства, Китаем, странами Арабского мира, Ираном, Вьетнамом. Активно развиваются векторы сотрудничества со странами СНГ, БРИКС, ШОС, странами Африки и Латинской Америки. Именно Российский Союз ректоров выступил с инициативой создания Общественно-консультативного совета стран БРИКС по академическому лидерству. Уже в октябре этого года в преддверии Саммита глав государств БРИКС в Московском университете впервые пройдет Форум ректоров университетов БРИКС. На нем впервые будет представлены результаты рейтинга университетов стран БРИКС.

Важным форматом взаимодействия университетов двух стран является созданная в 2015 году Ассоциация образовательных организаций высшего образования Российской Федерации и Азербайджанской Республики, ставшая важным результатом встречи министров образования двух стран. Сегодня в ее состав Ассоциации входят 32 вуза России и 16 вузов Азербайджана. С российской стороны деятельность Ассоциации координирует Уфимский государственный нефтяной технический университет, а с азербайджанской — Сумгаитский государственный университет. Сетевым взаимодействием вузов занимается и старейшее на постсоветском научно-образовательном пространстве объединение — Евразийская Ассоциация университетов, созданная еще в 1989 году. В ее состав сегодня входят 150 университетов из 11 стран. Один из первых съездов, еще в 1991 году, был проведен в Баку.

Ректор рассказал о научно-образовательном потенциале МГУ — старейшего и крупнейшего университета России. Сегодня — это 40 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, университетская клиника, более 100 тысяч сотрудников и обучающихся, самая большая аспирантура в стране — более 4000 человек, около 300 членов государственных академий.

С 2020 года в МГУ запущен проект создания междисциплинарных научно-образовательных школ, поддержанный Попечительским советом МГУ, председателем которого является Президент Российской Федерации В. В. Путин. Все семь школ ориентированы на самые актуальные научные задачи, стоящие перед обществом. Например, в рамках школы «Фундаментальные и прикладные исследования космоса» Московский университет сегодня реализует свою собственную космическую программу, которая началась в 2005 году с запуска первого университетского спутника. Сегодня Московский университет переходит к подготовке развёртывания группировки малых космических аппаратов «Созвездие-270». В ближайшие 10 лет планируется создание и запуск не имеющей аналогов в мире университетской орбитальной обсерватории для поиска экзопланет.

Деятельность междисциплинарных школ связана с ещё одним крупным проектом — созданием научно-технологической долины МГУ. Инновационный научно-технологический центр МГУ «Воробьевы горы» является первой и единственной в России научно-технологической долиной, созданной вузом. Главная идея проекта — создать на этой территории инновационную экосистему мирового уровня, которая позволит повысить инвестиционную привлекательность сферы исследований и разработок, коммерциализировать их результаты. В Долине будет 9 кластеров общей площадью около пятисот тысяч кв. м. Их темы — робототехника, нанотехнологии и новые материалы, биомедицина, IT, математическое моделирование и высокопроизводительные вычисления, науки о Земле и экология. Научно-технологическая деятельность в Долине уже началась. На настоящий момент заключено более 150 соглашений о сотрудничестве с компаниями, которые вошли в Долину.

Ректор отдельно остановился на развитии международных связей МГУ. В настоящее время в университете обучается более 14 тысяч иностранных студентов из 65 стран мира. У Московского университета пять зарубежных филиалов. В общей сложности в филиалах сейчас реализуется более 60 образовательных программ и учится более 3000 студентов. А более 7000 человек — это выпускники филиалов. С 2017 года реализуются программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в совместном российско-китайском университете, который учредили МГУ и Пекинский политехнический институт в Шэньчжэне, а главное здание кампуса напоминает главное здание МГУ на Ленинских горах.

В качестве предложений для развития практического взаимодействия университетов двух стран ректор обратил внимание коллег на деятельность Национальной платформы «Открытое образование», учрежденной в 2015 году Московским университетом. В настоящее время на платформе размещено более 1000 уникальных онлайн-курсов и 200 образовательных программ, созданных лучшими преподавателями России. Количество слушателей платформы сейчас превышает 10 миллионов человек. Сотни университетов признают результаты онлайн-обучения своих учащихся на этой платформе. Студенты могут как прослушивать отдельные курсы, так и проходить полноценные программы переквалификации и дополнительного образования.

Вот уже тридцатый год подряд в МГУ проходит Международная научная конференция «Ломоносов». Она объединяет десятки тысяч студентов, аспирантов и молодых ученых из разных стран мира. В ней активно участвуют и студенты из бакинского филиала МГУ, могут приезжать ребята и из других вузов Азербайджана. Не менее важно сделать из студента не только профессионала, но и ученого, способного совершить научное открытие, а также показать обществу его значимость и полезность. На этом треке активно работает учрежденный Московским университетом уже почти 20 лет назад Всероссийский Фестиваль науки. Сейчас Фестиваль уже является международным. В этом году он проходит в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, а также в Китае и на Кубе. Его совокупная аудитория (в формате оффлайн и онлайн) составила в прошлом году 16 миллионов человек. Виктор Антонович подчеркнул, что Московский университет готов организовать и провести Фестиваль науки в следующем году и в Азербайджане.

В своем заключительном слове В. А. Садовничий пригласил коллег к свободному обмену мнениями о том, как сделать науку и образование не только двигателями социально-экономического развития своих стран, но и факторами их дальнейшего сближения.

В своем обращении к участникам Российско-Азербайджанского научно-образовательного форума министр науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фальков отметил, что площадка МГУ уникальная и благодаря активной позиции ректора Московского университета В. А. Садовничего на ней последовательно создаются условия, чтобы ректоры самых разных стран устанавливали и поддерживали тесное сотрудничество. Как отметил министр, в форуме принимает участие более 70 коллег-ректоров, а площадка форума на базе МГУ станет основой двустороннего сотрудничества России и Азербайджана в научно-образовательной сфере. В. Н. Фальков подчеркнул, что в текущем году вопросы науки и образования не раз обсуждались главами государств, а также на уровне сопредседателей Межправкомиссии. По словам главы ведомства, ведущие российские университеты всегда готовы к расширению формата переподготовки и повышения квалификации для преподавателей русского языка, работающих в школах и вузах Азербайджана. Помимо квот Правительства России на обучение иностранных студентов с 2025 года появятся гранты на обучение иностранных студентов, которые будут покрывать не только расходы на учебу, но даже и на проезд до места обучения. Валерий Николаевич особо отметил деятельность Ассоциации вузов России и Азербайджана, в состав которой сегодня входит 32 российских и 16 азербайджанских университетов и выразил твердое убеждение, что программы сотрудничества университетов двух стран должны быть ориентированы на стратегии научно-технологического развития России и Азербайджана, на государственные приоритеты в развитии науки и образования двух стран.

В своем выступлении заместитель министра науки и образования Азербайджанской Республики Фирудин Иса оглы Гурбанов напомнил, что российско-азербайджанские отношения опираются на традиции многих веков, большие культурные связи. По его словам, сохранить эти отношения несмотря на меняющийся мир, его вызовы — это важнейшая задача на сегодня. В Азербайджане традиционно придают большое внимание поддержке развития русского языка. В стране действуют 324 русскоязычные школы, в которых учится 160 тысяч школьников. В более 3 тысячах школ 800 тысяч учеников имеют возможность изучать русский язык как иностранный. 16 тысяч студентов в 26 вузах Азербайджана сегодня обучаются «в русском секторе». Ежегодно проводится олимпиада по русскому языку среди школьников. В этом году она была посвящена 225-летию А. С. Пушкина, а ее участниками стало 8 тысяч человек. «Известно, что университеты — это ускорители социально-экономического развития каждой страны. В них всегда была интеграция науки и образования, а сегодня это еще более важно», — подчеркнул замглавы профильного ведомства Республики. В развитие этой мысли он привел высказывание великого азербайджанского мыслителя Низами, который еще в XII веке говорил, что сила — в науке и без науки никто не может получить превосходство над другим. В заключение своего выступления Фирудин Иса оглы Гурбанов еще раз подтвердил, что обмен мнениями между вузами и ведущими учеными наших стран будет способствовать повышению эффективности научно-образовательной сферы общества в целом.

Помимо пленарного заседания программа Российско-Азербайджанского научно-образовательного форума предусматривает ряд секционных форматов и встреч экспертов. Также на полях форума пройдет заседание Ассоциации образовательных организаций высшего образования Российской Федерации и Азербайджанской Республики. Запланировано подписание меморандумов о взаимопонимании между рядом российских и азербайджанских университетов.