Состоялась Первая Всероссийская научно-практическая конференция медиапедагогов
2−3 октября на факультете журналистики МГУ прошла Первая Всероссийская научно-практическая конференция медиапедагогов, приуроченная к 270-летию Московского университета.
С приветственными словами к участникам конференции обратились заместитель министра науки и высшего образования К. И. Могилевский, депутат Государственной думы А. Е. Хинштейн, председатель Союза журналистов России В. Г. Соловьев и генеральный директор издательского дома «Аргументы и факты» Р. Ю. Новиков.
Проректор МГУ С. А. Бушев передал гостям приветственные слова от ректора В. А. Садовничего: «Эта неделя символично предваряет наш с вами праздник — День учителя. Пользуясь случаем, поздравляю всех присутствующих здесь медиапедагогов и желаю плодотворной работы на конференции».
Первое пленарное заседание открыла декан факультета журналистики академик РАО Е. Л. Вартанова. Участники обсудили актуальные вопросы, касающиеся медиаграмотности, новых подходов в медиапедагогике, использования искусственного интеллекта в журналистском образовании. «Медиаграмотность — важная компетенция современного человека. Она включают в себя поиск информации и ее критическое осмысление, защиту персональных данных, умение пользоваться техникой, обработку больших объемов информации, верификацию ложной информации, в том числе графической», — пояснила декан журфака.
С докладами на пленарном заседании выступили автор учебно-методических комплектов по курсу «Информатика и ИКТ» член-корреспондент РАО Л. Л. Босова, директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ А. С. Пую, главный редактор «Учительской газеты» А. Д. Хасавов и секретарь Союза журналистов России Р. А. Серебряный.
Конференция продолжилась работой секций и круглых столов. В первый день конференции череду научных дискуссий открыл Союз журналистов России. Он провел заседание на тему «Медиаобразование в эпоху нейросетей: регулирование, технологии и смыслы». Участники круглого стола выдвинули предложения о создании единой площадки для обмена опытом представителей профессионального журналистского, академического и педагогического сообществ, а также об организации системной работы педагогов, исследователей и практиков по обучению принципам работы с технологиями искусственного интеллекта в образовательной сфере.
На круглом столе «Медиакласс в российской школе» участники и эксперты отметили, что выпуск школьных СМИ положительно влияет на развитие творческого и критического мышления детей.
О региональных практиках медиапедагогики речь шла на секции «Медиаобразование в высшей школе», на которой обсудили вопросы формирования образовательных программ и проектов, направленных на формирование медийно грамотных специалистов.
В рамках круглого стола «Школьное Т В: путь в профессию или подготовка в жизни» в телестудии журфака говорили о том, как научить в школах создавать качественный эфирный контент, на что обращают внимание жюри медиаконкурсов, какой самый эффективный метод обучения медиапедагогов и как медианавыки могут пригодиться школьникам в будущей жизни. В дискуссии участвовали практики российского телевидения: Антон Михалёв (режиссёр детских программ «Карусели»), Станислав Разумов (выпускающий редактор на «Первом»), тележурналист Анна Кошкина.
Второй день конференции открылся пленарным заседанием, на котором прозвучала идея о создании единого информационного ресурса. Он нужен для оказания консультационной, методической, информационной поддержки медиапедагогам и может стать дискуссионной площадкой и виртуальным центром для обмена опытом.
Также состоялась секция «Медиатизация педагогического образования. Образ учителя в контексте современного информационного пространства», организованная сотрудниками Лаборатории по продвижению и PR-сопровождению ЦРПО Российской академии образования. Партнерами секции стал Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. На ней рассуждали о различных подходах к анализу медиаобраза, об осуществлении «медийной реабилитации» педагога и о том, как внешний вид может превратить уязвимого и непривлекательного персонажа в визуальную версию успешного и перспективного педагога.
На круглом столе «Медийная составляющая в системе дополнительном образовании» участники обсудили возможности внедрения медиапрактик в обучение школьников и отметили интерес детей к творческой деятельности по созданию журналистских материалов.
Мероприятие проводилось в гибридном формате, что позволило принять в нем участие около 300 медиапедагогам более чем из 40 регионов России. По его итогам будет издан сборник тезисов. Обсуждается вопрос о присвоении конференции статуса ежегодной.